Баланс по серому
Акклиматизация бумаги в печатном цеху
Выход на цвет
Приладка
Глубокий черный

 


Баланс по серому

Баланс по серому (grey balance): Это определенные значения тона на цветоделенных формах для голубой, пурпурной и желтой красок, при которых цвет на оттиске, произведенном в заданных условиях, выглядит (в заданных условиях наблюдения) серым т.е не стремится к какому либо цвету.
Существует два используемых на практике определения баланса по серому, которые иногда противоречат друг другу:

  1. цвет, имеющий те же значения координат a* и b* в системе LAB, что и запечатываемый материал;
  2. цвет, имеющий те же значения координат a* и b* в системе LAB, что и растровое поле с таким же значением координаты L*, напечатанное черной краской.

Второе определение более полезно для оценки в полутонах, тогда как первый вариант больше подходит для светлых тонов.Баланс по серому является одним из основных ориентиров выхода на цвет при печати без цветопробы. В шкалы контроля печати обязательно включаются элементы контроля баланса по серому.


Акклиматизация бумаги в печатном цеху.

Акклиматизация бумаги – это процесс адаптации полиграфической бумаги к климату печатного цеха. Акклиматизация проводится следующим способом: полиграфическую бумагу перед использованием размещают в печатном цеху при “нормальной” температуре и влажности. Таким способом необходимо акклиматизировать бумагу от 5 ч. до 24 ч. При этом важно соблюдать определённую высоту стопы. Обычно, высота стопы должна находиться в пределах 1 м. В случае необходимости высоту стопы следует отрегулировать.
Акклиматизация бумаге необходима для того, чтобы она вошла в равновесие с климатом печатного цеха и приняла равновесную геометрию. Полноценно акклиматизированная бумага существенно снизит такие эффекты как раздача и коробление бумаги. Что, в свою очередь, уменьшит несовмещение красок.
Акклиматизация бумаги может проходить вне печатного цеха, но помещение должно находиться в тех же климатических условиях, что и печатный цех.


Выход на цвет

Офсетная печать начинается с “Приладки” результатом которой и является выход на цвет. Целью выхода на цвет является один из нескольких критериев:

  • цветопроба или образец цвета;
  • денситометрические нормы печати (оптические плотности красок) + баланс по серому;

Дополнительно ко всем критериям выхода на цвет используется визуальный контроль.
При выходе на цвет при помощи цветопробы используется, в основном, визуальный контроль. Что касается колориметрии, то её применяют в спорных ситуациях, в качестве аргумента (попали – не попали).
При выходе на цвет по денситометрическим нормам печати, визуальный контроль вторичен, а весь процесс осуществляется по приборам, промеряющим шкалу контроля по всей ширине печатного оттиска. Баланс по серому также является частью шкал контроля цветности, однако он вполне пригоден для визуального наблюдения.
Теоретически, полиграфическая промышленность могла полностью избавиться от визуального контроля и перейти на машинный (электронный) контроль не только при выходе на цвет, но и при контроле качества печатных оттисков. Это мечта многих директоров типографий. Такие технологии уже есть, и их внедрение идет семимильными шагами.


Приладка

Приладка в полиграфии – это весьма значимый процесс. Существует практика вызова Заказчиков на приладку, несмотря на то, что они (Заказчики) доставляют сотрудникам типографии “головную боль”. Задача приладки вывести печатную машину на оптимальные параметры (прогреть её), добиться сведения, равномерности распределения краски по цветовым зонам и выйти на цвет. Кроме того, Заказчик имеет возможность впервые увидеть на печатном оттиске внешний вид своего изделия. Приладка, практически, последняя возможность для Заказчика обнаружить свои, а не технологические ошибки.
Приладка достаточно затратный процесс в полиграфическом производстве, особенно она бьёт по карману на малых тиражах. Печать тиражей, сопоставимых по объёму с количеством листов затраченных на приладку, крайне не выгодна. Количество листов, выделяемых типографией на приладку, зависит от формата, скорости, возраста печатной машины, характера печатаемого изображения и т.п. Чем меньше формат и скорость, тем меньше листов бумаги затрачивается на приладку. Однако экономия на приладке может привести к полиграфическому браку, например, к разнотону.
В среднем приладка занимает от 200 до 500 печатных оттисков. Например, для листовой печатной машины Speed Master 74-5, на приладку закладывается 200 листов.
Количество приладок на печатное издание зависит от количества тетрадей и красочности печатной машины. Например, если в заказе всего одна тетрадь и запечатывается она с 2-х сторон (лицо + оборот). Красочность печати 4+4, красочность машины – 4 + лак. То на такой заказ потребуется 2-е приладки.
Если тот же заказ печатать на ролевой машине или на машине с автоматическим переворотом листа, то потребуется всего одна приладка, т.к. эти машины запечатывают лицо и оборот одновременно.


Глубокий чёрный

Глубокий чёрный цвет в полиграфии – это цвет, состоящий из триады красок. Глубокий чёрный необходим для получения насыщенного чёрного цвета, т.к. все офсетные триадные краски имеют прозрачность, при печати больших площадей не достаточно использования одной чёрной краски. Такая заливка выглядит сероватой. Однако глубокий чёрный цвет влияет на факторы, вызывающие брак полиграфической продукции, например, марашки, выщипывание, царапины, масляные пятна и т.п.

Глубокий чёрный цвет нельзя применять на мелких деталях, например текст на светлом или белом фоне. В этом случае достаточно контраста с фоном что бы цвет казался нам достаточно черным.

Рецептура глубокого чёрного рекомендуется технологом типографии, однако, можно сформулировать общие рекомендации:

Желательно чтобы рецептура глубокого чёрного была привязана к рецептуре баланса по серому.

В зависимости от реального применения. Например, если на чёрной плашке много мелких/тонких элементов вывороткой, то оптимальней использовать более низкое содержание триадных красок в глубоком чёрном. Например: C–25; M–20; Y–20; B–100. А если ничего подобного нет, сделан треппинг и предполагается хорошее совмещение, то рецептура может быть такая: C–60; M–55; Y–50; B–100.

На практике встречаются такие ситуации, когда на многокрасочной машине требуется откатать чернушный заказ, но в макете имеется чёрная плашка. В этом случае целесообразно сделать глубокий чёрный в два прогона. Первая краска/прогон это 100% чёрная, вторая краска/прогон – 60% чёрной. Получается нейтральный глубокий чёрный цвет.