На всех, или почти всех, сайтах типографий и печатных салонов крупными буквами написано, что изображение на мониторе не является образцом цвета печати. И каждый раз и заказчики, и работники типографий продолжают с этим сталкиваться.
Единственный способ оградить всех нас от печальных последствий – это создание цветопробы.
Цветопроба – это напечатанный макет или его часть на специальном цветопробном оборудовании и ни в коем случае не на офисном или домашнем принтере!
К великому сожалению стоимость создания цветопробы достаточно велика (хотя все равно дешевле перепечатки всего тиража). И даже не у всех печатающих предприятий есть такое оборудование. Поэтому обычно цветопробу делают не на весь макет, особенно если это многостраничный журнал или каталог, а на наиболее важные части цветных изображений. Например как на рисунке ниже.
Почему части? Потому что категорически запрещено трансформировать (уменьшать или увеличивать) графические файлы используемые в верстке. Об этом более подробно в разделе о подготовке растровых файлов.
Так же важно понимать, что шкала контроля цвета привязана к изображению и будет отправной точкой для печатника.
Но как быть дизайнеру или верстальщику который создает весь макет глядя на монитор?
Ответ тоже прост. Необходимо работать на откалиброванном мониторе.
По поиску в интернете вы сможете найти массу советов как откалибровать монитор, но хочу предупредить – без использования дорогостоящего оборудования это сделать не получится! Еще два не мало важных моментов – не каждый монитор возможно откалибровать и, поскольку настройки калибровки зависят не только от самого монитора, у вас на компьютере должна стоять достаточно мощная видеокарта!
Есть достаточно простой способ понять, в какой ситуации мы находимся. Существуют специальные обои для рабочего стола, которые могут показать вам, на сколько близко изображение вашего монитора к правде.
Скачайте картинку нужного вам разрешения и сделайте её фоновым рисунком рабочего стола. Разрешение картинки менять нельзя! (не используйте функции замостить, растянуть и т.д. – просто по центру!)
1024 х 768
1152 х 864
1280 х 1024
1600 х 1200
1680 х 1050
1920 х 1200
Важно! Смотреть на монитор необходимо всегда под прямым углом.
Описание шкал
Шкала 1.
Состоит из 21 прямоугольника. Они все должны быть различимы. Если нет, используйте настройки яркости и контраста.
Шкалы 2 и 3.
Это более трудный тест для монитора. На темной области 2 должна быть видна чуть более светлая надпись RealColor.ru. На светлой области 3 должна быть видна чуть более темная надпись RealColor.ru. Важно! Первые буквы на темном фоне и последние на светлом будут сливаться с фоном. Необходимо найти золотую середину.
Шкала 4.
Градиент от черного к белому должен быть плавным и серым.
Шкала 5.
Для проверки гаммы, установленной в системе управления цветом. Она состоит из 2 половин.
Левая (5а) НЕ ПРАВИЛЬНАЯ для мониторов с гаммой – 1.8 — старый стандарт.
Правая (5б) для мониторов с гаммой – 2.2. Если смотреть на нее издалека, когда горизонтальные линии сливаются, весь квадрат должен быть равномерно-серым.
Шкала 6.
С небольшого расстояния она должна выглядеть как вертикальный градиент от белого через серый к черному. Если гамма не равна 2.2, то на шкале будет разница между левой и правой половинами.
Шкала 7.
Так же должна быть серым градиентом. Если настройки монитора не правильные градиент будет цветным. Если гамма больше, чем 2.2, то она будет состоять из красного, синего и зеленого оттенка. Если гамма меньше 2.2, то, соответственно, из голубого, пурпурного и желтого.