…из беседы с практикующим корректором.

На чем клиенты типографий экономят чаще всего? Правильно, на корректуре.

Потому что кого, в самом-то деле, волнуют все эти запятые, мягкие знаки, удвоенные «н» и прочая ерунда? А что касается более серьезных ошибок – так любой заказчик уверен, что уж «корову» он точно напишет не через «а»… Да и в крайнем случае – кто в наше время будет цепляться к грамотности?

И плачет этот самый заказчик чуть позже над тиражом листовок, стоившим 15 тысяч без малого, в котором слово «застрахуй» оказалось разбито переносом… да, совершенно верно, за три буквы до конца! И эти три буквы – крупные, двадцать вторым кеглем – начали второй столбик текста, прямо в центре листовки, напротив самого яркого места иллюстрации. Раздавать ЭТО в руки потенциальным клиентам уважающая себя компания не решилась. В результате – перепечатка. Сэкономили…

Слово «парикмахер» тоже любит устраивать фокусы такого рода. И не только оно, как вы понимаете. Богат русский язык, есть в нем и «мохер», и «штрейкбрехер», и фамилия «Шумахер», а уж как доставалось бедному Херсонесу и производным от него словам…

Обратите внимание: Word здесь никакой ошибки не увидит. А вот у адресата вашей печатной продукции вы рискуете вызвать совсем не те эмоции, каких ожидали.

Кстати, Word не увидит и множества досадных опечаток, к примеру, на купонах и визитках, потому что такие макеты обычно сразу делаются в Corel или Photoshop. А потом начинается заламывание рук над готовым тиражом с крупной первой строчкой «Купон отсается у клиента»…

Другой случай. Крупный заказ, на 54 тысячи. Официальные бланки очень серьезной государственной организации. Мелованный полукартон, полноцвет, золотое тиснение… и прямо во второй строке – «Росийской Федерации». Макет согласовывался и утверждался на десятке уровней, но до такой, право же, незначительной корректорской подписи дело не дошло.

Терять деньги обидно. Особенно когда теряешь десятки тысяч, сэкономив около 50 рублей. Но еще обиднее терять репутацию, решив, что сойдет и так. Вы не знаете, как отреагирует клиент, споткнувшись на дурацкой опечатке: не заметит, хихикнет, возмутится, оскорбится, плюнет и выбросит… Это ведь будет реакция не просто на букву в тексте, а на вас вообще, на вашу фирму, продукцию или услугу. Готовы рискнуть?

И напоследок, из личного клиентского опыта: открываю две недели назад весьма недешевый журнал и вижу рекламный модуль (тоже весьма недешевый, судя по размерам) фирмы, занимающейся установкой натяжных потолков. В центре модуля жирным шрифтом красуются слова «Абсолютная ВЗРЫВООПАСНОСТЬ!» Подумаешь, приставку «без» пропустили… Зато сколько потом понаписали мелким шрифтом про запредельное качество баллонов и прочего оборудования!

Но я НИКОГДА не закажу в этой фирме натяжные потолки. От греха подальше…